Шишкина ивана ивановича фото

Шедевры ивана шишкина: самые известные картины великого.

Шишкин иван иванович. Художник, картины, биография.

Иван иванович шишкин † новости валаамского монастыря.

Художник шишкин. Творческая лаборатория | наука и.

Репродукции картин шишкина ивана ивановича.

По запросу «шишкина ивана ивановича фото» нашлось 73680 фото

Шишкина Ивана Ивановича Фото

Шишкин иван иванович. (1832-1898).

Иван иванович шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе елабуге вятской губернии, в семье купца ивана васильевича шишкина. Он был младшим сыном в небогатой семье, где было еще пятеро детей. Его отец и. В фото тюнинг митсубиси аиртрек. Шишкин был одним из выдающихся представителей елабужского общества. Он увлеченно занимался историей своего края, принимал участие в археологических раскопках, реставрировал древние памятники, в 1871 году издал книгу «история города елабуги». В 1872 году и. В. Шишкин был избран членом-корреспондентом московского археологического общества.

Отец оказал значительное влияние на формирование личности и. И. Шишкина, поощрял его раннее увлечение рисованием. В 1844–1848 годах иван шишкин учился в казанской мужской гимназии, но не окончил ее. Следующие четыре года он провел в елабуге, укрепившись в намерении стать художником. Живописная природа окрестностей елабуги стала первым и самым важным впечатлением для будущего пейзажиста. В 1852 году двадцатилетний шишкин уехал в москву и поступил в московское училище живописи и ваяния. Свои первые шаги в пейзажной живописи он сделал в ту пору, когда русская живопись переживала период обновления. Формировалась новая национальная школа искусства и происходило становление московской школы пейзажа.

Шишкин учился у а. Н. Мокрицкого, благодаря которому соприкоснулся с традициями живописной школы а. Г. Венецианова. В его ранних работах заметно влияние живописи венецианова. С товарищами по классу шишкин много работал с натуры в окрестностях москвы – сокольниках, свиблове. Окончив курс в московском училище, шишкин 25 января 1856 года уезжает в петербург и поступает в академию художеств. Он был определен в пейзажный класс с. М.

Воробьева. Большую роль в творческом становлении шишкина сыграла летняя натурная работа в окрестностях петербурга и на валааме.

Одно из самых ранних сохранившихся живописных произведений шишкина – картина «вид в окрестностях петербурга». Шишкин привлек внимание преподавателей академии своими рисунками с натуры, которые представлял на экзамены в качестве отчетных работ. Он был прирожденным рисовальщиком и виртуозное владение техникой рисунка карандашом и пером принесло ему славу. Его рисунки пером по тонкости и тщательности исполнения принимали за гравюры. В сентябре 1860 года шишкин получил большую золотую медаль за две картины с видами острова валаам. Большая золотая медаль дала художнику право на заграничную пенсионерскую командировку. Поработав несколько месяцев в елабуге, в апреле 1862 года шишкин выехал за пределы россии. Во время своего пребывания за границей (1862–1865) он жил в германии (в мюнхене и дюссельдорфе) и швейцарии (цюрих), занимался у разных мастеров – анималистов и жанристов. Занятия анималистикой (изображением животных) были связаны с традициями пейзажа того времени, в котором животные составляли важный элемент композиции вернувшись в россию в 1865 году, шишкин получил звание академика за картину музей изобразительных искусств имени а с пушкина картинки «вид в окрестностях дюссельдорфа».

Он обосновался в петербурге и стал заметной фигурой в художественной жизни столицы. Шишкин сближается с петербургской артелью художников и, хотя не был членом артели, регулярно посещал их знаменитые «четверги» и принимал участие во многих начинаниях. Этапным событием в жизни шишкина стало знакомство с и. Н. Крамским, который оказал на него большое идейное и творческое влияние. Шишкин сотрудничал с обществом поощрения художников (опх), общался с учениками рисовальной школы опх, с 1866 года участвовал в выставках и конкурсах общества. В конце 1866 года произошло его знакомство с ф. А. Васильевым, учеником рисовальной школы опх.

В 1867 году вместе с васильевым шишкин едет на валаам, а летом 1868 года живет с семьей васильева в деревне константиновка под петербургом. Это знакомство в октябре того же года завершилось женитьбой шишкина на сестре федора васильева евгении александровне. В этот период, работая в подмосковье, на валааме, под петербургом, в елабуге он словно пробует «на глаз» разные уголки русской природы, выявляя для себя особенности национального пейзажа, и одновременно ведет поиски собственной манеры, своего художественного языка. Во второй половине 1860-х годов он создает две программные картины – «рубка леса» и «полдень. В окрестностях москвы», – каждая из которых демонстрирует новые возможности и пути в отечественном пейзаже. В картине «рубка леса» отчетливо проявился аналитический метод пейзажного творчества шишкина, его установка на точное, документальное воспроизведение природных особенностей мотива. Пристально изучая природу в этюдах и рисунках, шишкин соприкасается с методами естественных наук. Он занимался ботаникой, глубоко изучил свойства и анатомию разных пород деревьев, видов растений, и безошибочно воплощал их в живописи. Это создавало у зрителя иллюзию подлинной жизни леса, перенесенной художником на холст. На протяжении всего творческого пути шишкин только укрепил свое искреннее убеждение в том, что нет ничего прекрасней подлинных мотивов природы, не нуждающихся в приукрашивании.

Объективность стала первоосновой его зрелого творчества.

Картина «полдень. В окрестностях москвы» демонстрирует другую линию творческих поисков, когда художник стремится перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации. айфон 6 цена фото Национальный характер этого пейзажа был особенно важным в контексте русского искусства 1860–1870-х годов. В начале 1870-х годов шишкин стал одним из учредителей товарищества передвижных художественных выставок. С товариществом передвижников будет связана вся его творческая жизнь. На первой выставке пердвижников шишкин экспонировал картину «вечер» и пейзаж «сосновый бор. Мачтовый лес в вятской губернии». В этом произведении можно отыскать истоки эпических форм шишкинского пейзажа. Эпическое начало в трактовке образа русского леса у шишкина означает его связь с национальной историей, с самосознанием и жизнью народа. Елабужская природа, величественные прикамские леса давали ему образцы пейзажа особой, монументальной силы.

Важной особенностью творческого метода шишкина была его приверженность рисунку как основному «строительному материалу» живописи. В его творчестве всегда оставалась некоторая дистанция по отношению к работе красками, но благодаря советам крамского он начинал более глубоко относиться к вопросам живописного строя, к колориту. И в этой работе огромную роль играли этюды, в которых художник совершенствовал свой живописный метод в непосредственном общении с природой. В этюдной работе он освобождался от суховатой документальности, обращался к более широкому письму, всматривался в игру света, в цветовое многообразие природы. За картину «лесная глушь» в феврале 1873 года шишкин был удостоен звания профессора пейзажной живописи. Для него это было важным этапом творческого пути, признанием его таланта и роли в развитии русского искусства. В марте 1874 года художника постигла тяжелая утрата – скончалась от чахотки его жена евгения александровна. Только работа помогала художнику преодолеть горе. В зимние месяцы он неустанно трудился в мастерской, в летние – на этюдах. И несмотря на тяжелый период в его жизни, вторая половина 1870-х годов ознаменовалась появлением таких выдающихся работ, как «первый снег», «пчельник (пасека в лесу)», «богатый лог (пихтовый лес на каме)», «рожь». Высочайший уровень художественного мастерства и содержания пейзажного творчества, которого шишкин достиг к концу 1870-х годов, отразился в одном из лучших его произведений – картине «рожь».

Она посвящена мощной и величественной природе елабуги. Создавая собирательный образ русской природы, шишкин достигает в картине «рожь» высочайшей степени поэтического обобщения. В этой картине, как и в большинстве крупных работ шишкина, воплотилась наиболее привлекательная для него монументальная форма пейзажа с панорамным видом. Картина «рожь» была показана на 6 выставке передвижников, и заняла на ней центральное место. Шишкин в это время становится одним из ведущих представителей национальной школы пейзажа. Летом 1879 года шишкин побывал на этюдах в крыму. Крымская природа, солнечный характер пейзажа отчасти повлияли на дальнейшие колористические поиски шишкина. Но основным мотивом, привлекшим внимание художника, стало не море, а каменистый рельеф горного крыма, выразительность его скал. В 1881 году скончалась вторая жена шишкина, молодая талантливая художница о. А.

Лагода-шишкина. Он тяжело пережил утрату, но 1880-е годы стали периодом высокого расцвета таланта художника.

К этому десятилетию относится большой ряд лучших его картин. В самом начале 1880-х годов он пишет две монументальные по своему размаху картины, разрабатывая один композиционный замысел – «ручей в лесу (на косогоре)» и «дебри». Продолжая тему «лесной глуши», шишкин вновь приоткрывает зрителю глубины мрачноватых хвойных чащоб. Первый план в картине шишкин старался писать максимально разнообразно, чтобы усилить и подчеркнуть спокойную ширь дальних планов. Интерес к лесному «интерьеру» органично сочетался в творчестве шишкина с тягой к изображению открытых пространств, необъятной шири, являющейся органической частью русского ландшафта. На 11 передвижной выставке шишкин показал картину «среди долины ровныя», которая стала событием русской художественной жизни и одной из самых впечатляющих работ художника. Названием картины стала первая строка известной в то время песни на старинное стихотворение а. Ф. Мерзлякова «одиночество». Родная елабуга неизменно оставалась для художника источником новых и наиболее сильных образов пейзажа композицию панорамного пейзажа и свои пленерные поиски шишкин развивает в картине «лесные дали». Главным в картине является невероятная глубина и ширь открывающегося простора. Наряду с солнечными, прозрачными пейзажами шишкин все чаще обращается к изменчивым состояниям природы, увлеченно изучал эффекты туманной атмосферы, насыщенного влагой воздуха.

Его картины с изображением тумана «туманное утро» пользовались огромным успехом у зрителей и критиков. Излюбленными местами летней натурной работы шишкина помимо елабуги по-прежнему были окрестности петербурга – острова, сиверская, парголово, павловск и петергоф, сестрорецк. В северной природе художник нашел созвучные своему мироощущению мотивы природы – сумрачные еловые леса, высокие сосны, могучие дубовые рощи. Расцвет его таланта воплотился в пейзажах, написанных в сестрорецке, куда шишкин начал регулярно ездить с 1884 года. Природа сестрорецка, заняла одно из наиболее заметных мест в его творчестве 1880-х годов. Самым значительным мотивом в живописи шишкина этого времени стала дубовая роща, посаженная здесь петром i. Художник воплотил его в большой серии созданных в 1886–1887 годы картин, натурных этюдов и рисунков. Обобщают и завершают эту грандиозную серию созданные в 1887 году на основе собранного живописного материала картины «дубы» и «дубовая роща» важным обстоятельством было появление в творчестве шишкина «большого» этюда-картины, знаменующего слияние натурного этюда и картинной формы. К ним относится шедевр шишкина – исполненный под сестрорецком этюд «сосны, освещенные солнцем». Он более, чем другие его работы, свидетельствует о новых живописных поисках художника. Ему удалось необыкновенно емко передать ощущение летнего дня в безошибочно выбранном мотиве.

П. М. Третьяков, приобретя картину с выставки, поместил ее в галерее на отдельном мольберте, выделив из других работ шишкина в своем собрании. Но и подготовительный этюд сохранял свое значение в его работе как средство фиксации наблюдений. Картины шишкина складывались из целого спектра впечатлений, быстро схваченных в этюдах. Целый ряд малых этюдов, представляющих собой тонкую живописную миниатюру – «мухоморы», «кора на сухом стволе», «гнилое дерево, покрытое мхом» – выполненные на крошечных кусочках холста или картона, они не менее совершенны, чем многие картины художника. Несмотря на то, что художник год за годом обращался почти к одним и тем же мотивам, они не превращались у него в штамп, их похожесть не переходила в одинаковость живописного воплощения. В своих любимых местах шишкин открывал все новые черты пейзажа. В его творчестве на протяжении многих лет происходили эмоциональные сдвиги. Он учился передавать не только облик природы, но и чувства, рождавшиеся в процессе общения с нею. Драматические образы леса возникают в изображениях буреломов, «лесных кладбищ», горелых лесов, где художник повествует о жизни и смерти дерева. В поисках настоящей лесной глухомани в мае 1887 года шишкин со своим другом фотографом-любителем е.

П. Вишняковым отправляется в вологодскую губернию.

Из этой поездки он привез множество рисунков и этюдов, которые легли в основу картины «бурелом». Возможно, именно в вологодских лесах он нашел натуру, послужившую для работы над самой известной его картиной «утро в сосновом лесу». Особенностью картины, обеспечившей ей особый зрительский успех, стала анималистическая сценка с семейством медведей. Их написал друг шишкина, художник к. А. Савицкий, которому вероятно принадлежал первоначальный замысел картины. «утро» – один из примеров превосходно выраженного состояния природы в творчестве шишкина, с большой точностью изобразившего настоящий дикий лес, узнаваемо русский «медвежий угол». На рубеже 1880–1890-х годов все чаща у мастера появляются пейзажные мотивы карельского перешейка, прибалтийские леса, побережье прибалтики. Он много путешествовал вдоль побережья финского залива, и в названиях его этюдов и картин все чаще встречаются названия «шмецк», «удриас», «нарва», «мерекюль», «мери-хови».

В созданных здесь этюдах высветляется цветовая гамма, укрепляется прием рисования кистью, формируются новые, все более свободные качества живописного изображения. Вместе с тем в 1880–1890-е годы творчество шишкина последовательно обогащалось поэтическим содержанием, обретало лирическую глубину. В 1890-е художник, полный творческой энергии, по-прежнему много путешествовал. Поездки в тверскую губернию к верховьям волги весной 1890 года, в финляндию летом того же года, в беловежскую пущу в 1892 году расширили географию его творчества. Но наибольшие результаты по-прежнему приносила работа на натуре на побережье финского залива и в окрестностях петербурга. В 1891 году были созданы такие выдающиеся картины, как «дождь в дубовом лесу», «в лесу графини мордвиновой. Петергоф». В них преобладает лирический тон, необычный прежде для шишкина. В его поздних пейзажах возрастает роль света.

В одной из поездок он целенаправленно занимался изучением солнечных пятен на стволах сосен и на песке. В 1893 году художник исполнил одну из самых выразительных своих картин этого периода – «лесное кладбище. Старый валежник», где живописное решение основано на свете. Неяркий свет северного солнца воспринимается как важный элемент в картинах, написанных в 1894–1895 годах в мерекюле («солнечный день. Мерекюль», «старые липы», «хвойный лес. Солнечный день» и др. ). Зимних пейзажей у шишкина немного, но каждый из них отличается большой выразительностью и завершенностью. Разработка темы снежного пейзажа в начале 1890-х годов заняла в его творчестве большое место. Одной из самых значительных является картина «зима», созданная благодаря непосредственным наблюдениям шишкина за зимней природой в мери-хови. Картина «на севере диком» возникла в связи с участием шишкина в издании сочинений м.

Ю. Лермонтова, которое готовилось в издательстве и.

Н. Кушнерева. 26 ноября 1891 года в залах академии художеств открылась этюдная выставка, организованная шишкиным совместно с и. Е. Репиным. На ней шишкин представил этюды, рисунки, офорты и литографии разных лет, начиная с самых ранних опытов конца 1840-х годов и до последних работ 1891 года – всего около 500 работ. Выставка открыла зрителям особенности творческого процесса мастера, как в живописи, так и в графике. Рисунки и гравюры составляют значительную часть творческого наследия шишкина. Помимо виртуозного рисования шишкин еще в годы учебы обратился к печатной графике – литографии и офорту. В период пенсионерской поездки он брал уроки гравирования на меди в цюрихе, экспонировал свои рисунки пером в дюссельдорфском музее.

Графика давала шишкину самые широкие возможности для воплощения замысла. Не случайно в его творчестве встречаются большие рисунки-картины, которые по-своему, независимо от живописи, трактуют образы природы, с большой убедительностью передавая поэтическую силу искусства шишкина. При этом совершенство исполнения графических листов становились частью поэтического образа. Многочисленные рисунки итальянским и графитным карандашом, пером и тушью шишкин исполнял по заказам собирателей. Нередко его графические композиции приобретали «картинный» масштаб, например рисунок «на ручье», размер которого 106х80,5 см. Шишкин работал и мягкими материалами – соусом и углем, используя их вместе или по отдельности. Дополнительные световые эффекты в такие рисунки он вносил мелом, белилами или способом процарапывания верхнего слоя грунта. К шедеврам графики шишкина относятся рисунки, сделанные в крыму в 1879 году, в которых он работает предельно лаконично, используя широчайший спектр приемов, добиваясь законченности при сохранении самого непосредственного взгляда на натуру. В графических листах шишкина брала начало его живопись.

Именно от главенства рисунка идет характерная для него суховатая манера письма, сдержанность цветового строя. Тончайшая отделка ранних рисунков перешла в стремление к строгой законченности картины. В натурных рисунках карандашом 1870–1880-х годов шишкин чаще всего уже нацелен на картину – поэтому рисунки содержат не случайный, а отобранный мотив, способный развиться в живописную композицию. И благодаря этому рисунки становились эскизами будущей работы. Рисунки пером легли в основу его занятий офортом. Резец гравера так же свободно передавал сложные формы пейзажа, как и карандаш и перо, сохраняя живую манеру линейно-штрихового изображения. Шишкин открыл для себя в офорте самостоятельную область художественного творчества. В 1871 году он стал одним из учредителей общества русских аквафортистов. В 1870–1880-е годы он приобрел славу крупнейшего русского гравера. Свои офорты он выпускал и отдельными листами, и целыми сериями, объединявшимися в альбомы.

В 1873 году он выпустил первый альбом офортов из 10 листов.

Всего художник издал четыре альбома – в 1894 году вышел итоговый альбом «60 офортов и. И. Шишкина. 1870-1892», включавший лучшие его работы за весь период творческой деятельности в качестве офортиста. Офортная техника шишкина со временем усложнялась – офорт был для него лабораторией, позволявшей широко экспериментировать с выразительными средствами рисунка. Развитие тонкостей техники, комбинации различных приемов давали работам шишкина в офорте редкостную художественную выразительность. Шишкин обратился к новым способам исполнения офортов, первым в россии начал работать в технике цинкографии (которую называл «выпуклым офортом»). Офорты несомненно принадлежат к высшим художественным достижениям шишкина. По сравнению с объективным реализмом его живописи они более тонко сохраняют и передают эмоциональность художника, поэтичность переживаний и свободу выражения. К 1894–1895 годам относится краткий период работы шишкина в качестве профессора-руководителя пейзажной мастерской высшего художественного училища при академии художеств.

Летом 1895 года шишкин работал с учениками на этюдах в меррекюле. В совместной работе на натуре его опыт, советы, а главное наглядность его собственного творчества были уникальной профессиональной школой. Скрупулезное штудирование натуры было для шишкина главным начальным средством обучения. Основным направлением в обучении он считал рисунок, а живопись он относил к более поздней стадии становления художника. Основой учебного процесса были летние натурные сезоны, а зимние занятия с учениками заключались в копировании работ мастера, в том числе по проецируемым на экран диапозитивам с его картин и гравюр. Шишкин пропагандировал среди учеников свой метод изучения природы по фотографии. Его работа в академии продолжалась лишь до осени 1895 года. И хотя среди его учеников не было крупных имен, но на творческом наследии шишкина так или иначе учились все русские пейзажисты. Последним завершенным произведением шишкина стала картина «корабельная роща». В ней он словно вернулся на родину, поскольку эскиз к этой картине носит название «корабельная афонасовская роща близ елабуги». Неугасаемый творческий дух шишкина проявился в этом полотне.

На протяжении жизни он создавал пейзажи, рождающие ощущение величия родины, ее единственности и незаменимости. Могучие леса шишкина – это та «богатырская» тема, которая была характерна для искусства второй половины xix века и воплощена в исторических полотнах в. М. Васнецова, в музыке а. П. Бородина. Главной задачей художника было приобщение соотечественников – художников и зрителей – к миру природы, без которого немыслимо понятие родины. 8 (20) марта 1898 года иван иванович шишкин скончался в петербурге, за мольбертом в своей мастерской, начиная новую картину.